ФЭНДОМ

Тэртэрийские таблички (рум. Tăbliţele de la Tăr

Tartaria tablets.png

Тэртерийские таблички.

tăria) — три необожжённые глиняные таблички, обнаруженные в1961 год урумынскимиархеологами близ селаТэртэрия(рум. Tǎrtǎria) в румынскомжудеце Алба, примерно в 30 км от городаАлба-Юлия. Находки сопровождались 26 фигурками из глины и известняка, а также обгоревшимскелетомвзрослого мужчины.

Две таблички прямоугольные, одна— круглая, причём в двух из них просверлены отверстия. Диаметр круглой таблички не превышает 6 см, остальные ещё меньше. На одну сторону табличек нанесены изображения рогатого животного, ветки дерева и целого ряда относительно абстрактных символов (возможно, сцена охоты).

Первоначально все предметы были отнесены археологами к доиндоевропейской культуреВинча(ок. 2700 г. до н. э.), тем более что сходныепиктограммыбыли известны из находок керамики в Винче с1875 г. Однако последующийрадиоуглеродный анализобезглавленного человеческого скелета и костей животных, найденных в одном слое с табличками, отодвинул их возраст (и датировку археологической культуры в целом) к 5500 г. до н. э.

РаспространениеПравить

В настоящее время известно до тысячи объектов культуры Винча, на которых процарапаны подобные пиктограммы— подчас всего одна или несколько, но в некоторых случаях и довольно большое их количество, расположенных рядами— горизонтально, вертикально либо по кругу. При этом пиктограммы, напоминающие животных или ветки деревьев, перемежаются с абстрактными символами вродекрестов, свастикишевронов. Находки пиктограмм сделаны не только в Румынии, но и в соседних странах: у берегов греческого озераОрестиада, номКастория(табличка из Диспилио), вСербии, Венгрии, МолдавиииУкраине. Несмотря на разделяющие их сотни километров и сотни лет, пиктограммы демонстрируют удивительное сходство на всём протяжении ареала культуры Винча.

ТолкованияПравить

Тэртерийские надписи стали археологической сенсацией, особенно после того, как авторитетный археологМария Гимбутас, занимаясь восстановлением культуры и религиидоиндоевропейской Европы, объявила нанесённые на них пиктограммы древнейшей в мире формойписьменности. Если предположение Гимбутас верно, то так называемая «древнеевропейская письменность» существовала на континенте задолго не только доминойской(которая традиционно считается первой письменностью Европы), но и допротошумерскойипротокитайскойсистем письма. Согласно книге Гимбутас 1991 года, эта система возникает в первой половине VI тыс. до н. э., распространена между 5300-4300 годами и исчезает к 4000 году до н. э.

Исследователь Ш.Уинн (1973) выделил 210 знаков письма, состоящих из 5 базовых элементов и представляющих модификацию примерно 30 основных знаков. Число знаков указывает на то, что письменность быласиллабической. Х. Хаарманн (1990) нашёл около 50 параллелей между данной системой икритскими кипрским письмом.

Большинство исследователей не разделяют взгляды Гимбутас. На первых порах после публикации находок в Тэртерии в науке господствовало мнение, что пиктограммы обозначали принадлежность того или иного предмета (как правило, керамики) определённому лицу. Однако широкое распространение пиктограмм на территории разных стран на протяжении многих столетий поставило под сомнение обоснованность этой гипотезы.

Согласно другой теории, пиктограммы тэртерийского типа могут быть объяснены путём сопоставления с первыми примерами минойской и шумерской письменности. Как и в случае склинописью, первоначальной функцией пиктограмм мог служить учёт имущества и указание на его стоимость. В поддержку этой теории приводят тот довод, что пиктограммы зачастую наносились на днище горшков. Примерно шестую часть пиктограмм составляют знаки, напоминающие гребень или щётку, — это могли быть примитивныецифры.

В настоящее время наиболее общепринято объяснение пиктограмм из Тэртерии как знаков ритуально-культового характера, которые использовались при отправлении религиозных обрядов, после чего теряли значение. Человек, в захоронении которого были найдены таблички, мог бытьшаманом. Сторонники этой теории указывают на отсутствие эволюции пиктограмм на протяжении всего времени существования культуры Винча, что трудно было бы объяснить, имей они отношение к фиксации торгового оборота.

На то, что общество не приписывало пиктограммам большой экономической ценности, указывают и места их обнаружения— они были захоронены под жилищами либо выбрасывались вместе с отходами жизнедеятельности как мусор. Пиктограммы оставались в ходу до наступлениябронзового века(нашествиеиндоевропейцев), после чего вышли из употребления, и на смену им не пришло никакого подобия письменности. Не исключено, что пиктограммы тэртерийского типа представляли собой такой же ранний этап в формировании письменности, как петроглифыЧатал-ГуюкаиКаменной Могилы, интерпретация которых наталкивается на сходные сложности.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики