ФЭНДОМ

Марина Лаврентьевна Попович

Марина Лаврентьевна Васильева

MarinaPopovich
Дата рождения

12 июля 1937 (75 лет)

Месторождения

хутор Леоненки Велижского района Западной области

Принадлежность

СССР Россия

Родвойск

ВВС

Звание

полковник-инженер

Связи

бывшая жена Павла Попович

Мари́на Лавре́нтьевна Попо́вич (Васи́льева; 20 июля1931, хутор ЛеоненкиВелижского районаЗападной области) — советская лётчица, писатель и уфолог, доктор технических наук, профессор. Военный лётчик-испытатель 1-го класса, полковник-инженер.

БиографияПравить

Марина Лаврентьевна Васильева родилась 20 июля 1931 года (по официальным данным) в Велижском районеЗападной области(сейчас—Смоленская область), на хуторе Леоненки, в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой. По словам самой Попович, настоящая дата её рождения— 12 июля 1937 года.

Детство Марины прошло в деревнеСамусенки. В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей, которая трагически погибла, старшей стала Марина.

Отец перегонял плоты поЗападной Двине, но при этом увлекался музыкальным искусством, сам делалскрипки и хорошо играл.

«Мой папа был скрипачом, с детских лет я с ним выступала на концертах (играла на маленьких цимбалах), а дядя Карп— на баяне. Такой был у нас семейный инструментальный ансамбль. Поэтому родители и родственники были уверены: мое будущее— музыка», — позже вспоминала она.

Сестра Марины Валентина окончила консерваторию, стала впоследствии дирижером в театре. Двое братьев матери были лётчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу лётного искусства. В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали вНовосибирск, но позже она вспоминала:

Мы жили под Смоленском, в небольшом городкеВелиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по9–12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать— осталось.

Для поступления в авиационное училище у нее было множество препятствий, одно из них— малый рост (1,50 метра).

«Мои ноги не доставали до педалей. Тогда я поставила себе цель— вытянуть ноги. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла (мне было 16 лет), то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать», — вспоминала она.

Марина Васильева начала летать в 1948 году. В 1951 году она окончилаавиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором назаводе им. Коминтерна (1951—1953). По окончании Центральной лётно-технической школыДОСААФ вСаранске (позже— Московский филиалКиевского авиационного института), она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала лётчиком-инструктором вЦентральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончилаЛенинградскую академию гражданской авиации.

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была.

В 1964 году М. Попович сталалётчиком-испытателем, командиром корабляАн-12 вГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин-лётчиков-испытателей преодолелазвуковой барьер на реактивном истребителеМиГ-21 (за что получила прозвище 'мадам МиГ'). В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолётеЛ-29, после чего, как отмечает ИТАР-ТАСС, «рекорды стали „обычной работой“ летчицы».

Летом 1965 года на самолёте «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американкиЖаклин Кокран, пролетев на самолёте «РВ» по маршрутуВолгоград-Москва-Астрахань-Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ). Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

В 1979—1984 годах М. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем вОКБ Антонова в Киеве. Позже— занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» приМинистерстве авиационной промышленности, работала в центреА. Е. Акимова, занимающемся изучениемторсионных полей.

Марина Попович налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику вГК НИИ ВВС им. В. П. Чкалова иКБ О. К. Антонова в том числе по пяти видам самолётов в качестве ведущего лётчика-испытателя.

Писатель — автор нескольких книг. Энтузиаст и исследователь в сфереуфологии .

Общественная деятельность

М. Л. Попович— активисткаКПРФ, участница женского движения «Надежда России». «Сейчас быть в КПРФ— это как в партизанском отряде. Моя цель— отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время— бесплодно, его символ— уничтоженныйБуран», — заявила она в интервью «Советской России». С 2007 года по настоящее время М. Л. Попович является вице-президентомМеждународного Центра Рерихов. Марина Лаврентьевна— проректор НОУ ВПО«Институт управления» (Архангельск) по патриотическому воспитанию молодежи.

Личная жизнь

  • Первый муж—Павел Романович Попович (1930—2009), лётчик-космонавт СССР. Дочери: Наталья Павловна (род. 1956) и Оксана Павловна (род. 1968). Обе дочери окончилиМГИМО. У М. Л. Попович две внучки, Татьяна и Александра, и внук Майкл (родился в Англии).
  • Второй муж— Борис Александрович Жихорев, генерал-майор авиации в отставке, летал наСу-24, служил в должности заместителя начальника штаба авиации Сухопутных войск. Заместитель председателя Центрального совета «Союза советских офицеров», председатель Московской областной организации ССО.

Награды и званияПравить

  • Орден Трудового Красного Знамени (12.02.1985)
  • Орден «Знак Почёта» (31.07.1961)
  • Заслуженный мастер спорта СССР
  • Обладательница «Большой Золотой медали ФАИ» за распространение аэронавтических знаний.
  • ЛауреатНациональной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательствав 2004 г.
  • Именем Марины Попович названа звезда всозвездии Рака.

КнигиПравить

М. Л. Попович— членСоюза писателей России.

  • «Прыжок в небо»
  • «Жизнь— вечный взлет» (cборник стихов, в соавторстве с Т.Кожевниковой. 1972)
  • «Хождение за два маха»
  • «Сестры Икара»
  • «Старт над облаками»
  • «Автограф в небе»
  • «НЛО над планетой Земля» (2003)
  • «Магия неба» (2007)
  • «Я— лётчик. Воспоминания и размышления» (2011)

М. Л. Попович— автор киносценариев к фильмам «Букет фиалок» и «Небо со мной».

Ссылки