ФЭНДОМ

Александр Петрович Казанцев
Aleksander Kazantsev 1981 Aelita
А. П. Казанцев с премией «Аэлита», 1981 год
Дата рождения:

2 сентября1906

Место рождения:

Акмолинск, Российская империя

Дата смерти:

13 сентября2002 (96 лет)

Место смерти:

Переделкино, Российская Федерация

Супруга:

Казанцева Татьяна Михайловна

Дети:
  • Нина Александровна
  • Олег Александрович
  • Алёна Александровна
  • Никита Александрович

Алекса́ндр Петро́вич Каза́нцев (2 сентября 1906, Акмолинск, Российская империя13 сентября 2002, Переделкино, Российская Федерация) — один из известнейшихсоветских фантастов.

БиографияПравить

Ранний периодПравить

Александр Петрович Казанцев родился2 сентября1906 годавАкмолинске. ОкончилТомский технологический институт, работал инженером-механиком наБелорецкомметаллургическомзаводе, затем занялсяизобретательствоми перешёл на работу воВсесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики. В1939 был главным инженером промышленного отде­ла советского павильона наВсемирной выставке в Нью-Йорке. Об этой выставке он написал свой первый очерк («Новый мир», 1939, №12).

Участник Великой Отечественной войны. Прошел путь от рядового до полковника, в конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны— демонтировал в Австрии заводы, работавшие на нацистов, и направлял их в СССР. Изобрелтанкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда. На Поклонной горе, в музее Великой Отечественной войны, представлен её экземпляр.

Первые шаги в литературеПравить

фантастике дебютировал в1936 году, заняв 1-е место наконкурсекиносценариев с написанным вместе с директоромЛенинградского Дома учёныхИ. С. Шапиросценарием фантастического фильма «Аренида», который позже сталсюжетнойосновой романа «Пылающий остров».

Публикация романа (в1940—1941 годахего печатала с продолжением газета «Пионерская правда») стала началом 60-летней литературной карьеры Александра Казанцева. Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа «Арктический мост» (полностью опубликован в1946 году), в1952 годуиздается «Мол „Северный“» (переработан в1956 годув роман «Полярная мечта», а в1970 году— в роман «Подводное солнце»), а в1964 году— роман «Льды возвращаются».

Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и идеологические установки своего времени, и его романы идеально соответствовали «линии партии». Вместе с тем он боролся против гегемонии так называемой «фантастики ближнего прицела», за «космическую» фантастику. Роман «Внуки Марса» (1959, другое название— «Планета бурь»), был экранизированПавлом Клушанцевымв1962 годупод названием «Планета бурь».

После выхода в свет революционной «Туманности Андромеды»Ивана Ефремовав советской фантастической литературе происходили серьёзные изменения, которые Казанцев чувствовал, ноэстетическии идеологически принять их не мог, а потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно придерживался всю оставшуюся жизнь. В конце 1970-х— начале 1980-х гг. А. Казанцев был фактически одним из рецензентов Роскомиздата в области фантастических произведений.

Научно-популярные публикацииПравить

Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки и трактовал их по-своему. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадкеТунгусского метеорита (Взрыв, Гость из космоса, Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров). В них он высказывал версию, что метеорит на самом деле был кораблем инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела.

Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой опалеоконтактах , собирал информацию о легендах и археологических находках, которые могли бы подтвердить эту гипотезу, писал статьи и эссе. Казанцева можно назвать одним из пионеров советскойуфологии.

Поздние годыПравить

Возвращение Казанцева к активной литературной работе состоялось в начале1970-х. В этот период им написаны романы «Сильнее времени» (1973), «Фаэты» (1974), «Купол Надежды» (1980), которые по-прежнему были строго выдержаны с идеологической точки зрения. В это время выходят несколько собраний сочинений Казанцева, а сам он становится одним из активных «моторов» так называемой «молодогвардейской» школы фантастики.

В1981 годуКазанцев публикует автобиографию— весьма характерный документ, по которому вполне можно составить представление о том, какую роль отводил себе писатель в истории науки и литературы. В том же1981 годуза вклад в развитие фантастики Казанцев был удостоенпремии «Аэлита».

Иллюстратором многих его произведений был московский художникВиталий Лукьянец.

В1980-егоды Александр Казанцев издает романы оПьере Ферма(«Острее шпаги», 1984) и оСирано де Бержераке(«Клокочущая пустота», 1986), где пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем «мушкетерского»исторического романа. Произведения следующих лет вполне укладываются в уже освоенные им темы— это трилогия коммунистическихутопий«Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной» и «Спустя тысячелетие» (переизданы в1997 году), дилогия «Иномиры» (1997) и историко-фантастическая дилогия «Звезда Нострадамуса» (2000). В2001 годубыл издан также фантастико-автобиографический роман «Фантаст», написанный в соавторстве с сыномНикитой Казанцевым.

Александр Петрович Казанцев скончался13 сентября2002 годана своей даче вПеределкино. Похоронен в Москве наВведенском кладбище.

НаградыПравить

Награжден орденамиОтечественной войны, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, орденом «Знак Почёта», медалями.

Шахматная композицияПравить

А. П. Казанцев был известен также какшахматный композитор. С1926 годаопубликовал 70 этюдов, многие из которых отмечены наконкурсах(8 первых призов). Участник 5 личныхчемпионатов СССР. С1956 года—международный арбитр по шахматной композиции, с1975 года—международный мастер. С1951 по1965 годбыл председателем комиссии по шахматной композиции Шахматной федерации СССР. В книге «Дар Каиссы»соединены фантастические рассказы и шахматные этюды автора.

Интересные фактыПравить

Казанцев был одним из двух прототиповАмвросия Амбруазиевича Выбегалло. Другим былТрофим Денисович Лысенко.

ИсточникиПравить

Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. —М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. —5000 экз.ISBN 5-8334-0019-8

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики