ФЭНДОМ

Зальцбургский параллелепипед (Salzburg Cube илиWolfsegg Iron) — наиболее известныйиз

Wolfsegg iron.jpg

Зальцбургский параллелепипед

«палеоартефактов», то есть ископаемых предметов якобы искусственного происхождения, датирующихся временем, обычно до появления видаHomo sapiens.

ИсторияПравить

7 июня 1886 года на заседании одной из секций естественно-исторического обществаРейнской области иВестфалии:

д-р Гурльт представил собранию странный железный метеорит, так называемый голосидерит, который находился в третичном буром угле. Этот метеорит является собственностью музея Каролины Августы вЗальцбургеи был подарен ему сыновьями г-на Исидора Брауна (Шендорф, близ Феклабрука в Верхней Австрии). Его случайно обнаружил один рабочий в «день Всех Святых» (1 ноября) 1885 года на фабрике фирмы (Брауна), когда по его словам расколол для сжигания кусок твердого бурого угля, добытого в Вольфзегге. Голосидерит имеет почти квадратное сечение и похож накуб, у которого две противоположные грани, напоминающие подушки, сильно скруглены, а остальные четыре грани благодаря этому скруглению заужены и имеют по всей длине глубокую борозду.

Все без исключения грани и борозда покрыты столь характерными для метеоритного железа чашечками или регмаглиптами и тонкой сморщенной пленкой окиси. Максимальная высота голосидерита— 67 мм, максимальная ширина— 62 мм и максимальная толщина— 47 мм, он весит 785 грамм, имеет удельный вес 7,7566, твердость стали и содержит, кроме химически связанного углерода, ничтожный процент никеля, но количественный анализ ещё не проводился. На небольшой полированной поверхности, протравленной азотной кислотой, видманштеттеновы фигуры, типичные для метеоритного железа, не обнаруживаются.

— «Отчёты Французской Академии наук», т. 103, с. 702—703; Анналы Бельгийского Геологического общества, т. 14, кн. 1, с. CXVI; Nature, V. 35, P. 36.

Доктор Гурльт не сомневался вметеоритнойприроде загадочного образования, хотя и отмечал, что форма его слишком правильна для предмета естественного происхождения. Он пытался объяснить такую правильность условиями полета через атмосферу, но его объяснения носили слишком приблизительный характер. Настораживала сторонников метеоритной гипотезы и высокаятвердость, и отсутствие фигур Видманштеттена— узора в виде переплетающихся линий. Некоторые метеориты, например атакситы, этих линий не имеют, но атакситы содержат многоникеля— до 30 %. Это явно не согласуется с химическим составом находки.

В 1919 годуЧарльз Форт, известный собиратель непонятных предметов, впервые выдвинул предположение об инопланетном происхождении «параллелепипеда». Той же точки зрения придерживался в 50-х годах Моррис К. Джессуп.

Современные исследованияПравить

В 1966-67 году в Вене в Vienna Naturhistorisches Museum провели количественный анализ поверхностных слоёв артефакта методом электронно-лучевого микроанализа. В составе поверхности объекта не нашли следовникеля, хромаиликобальта, а такжесеры, из-за чего серьёзно пошатнулась гипотеза метеоритного происхождения объекта, а также гипотеза отношения объекта кпиритам— на основе отсутствия серы. Доктор Геро Курат (Gero Kurat) (Museum) и доктор Рудольф Грилл (Rudolf Grill) (Geologische Bundesanstalt of Vienna) установили, что предмет, скорее всего, является противовесом в старой шахтёрской лебёдке и был выплавлен с использованием технологии «cire perdue».

Интересные фактыПравить

Существует легенда, что подлинный «параллелепипед» утерян в 1910 году и заменён копией. На самом деле в настоящее время копия параллелепипеда содержится в Oberösterreichischen Landesmuseen вЛинце, Австрия, где она выставлялась с 1950 по 1958 год, а исходный объект хранится в Heimathaus Museum в Vöcklabruck, Австрия.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики