ФЭНДОМ

Блуждающие огни, такжеболотные огни, «бесовские огни» (лат. ignis fatum, от ignis — «огонь» и fatum — «судьба») — редкие природные явления, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах.

Их непредсказуемое и таинственное появление с давних пор вызывает суеверия и затрудняет их научное исследование. Болотные огни еще в древние времена запугивали путников, наблюдаются они и в наше время. Загадкой остается, почему одни огни настроены к людям довольно агрессивно или несут дурные вести, а другие даже способны помочь в трудную минуту.

Чаще всего блуждающие огни горят на высоте приподнятой руки человека, имеют шарообразную форму или напоминают пламя свечи, за что они и получили другое свое прозвание— «свеча покойника». Цвет этого огня может быть различным, начиная от призрачного белого, голубоватого или зеленоватого и заканчивая живым пламенем, без образования дыма.

Научное объяснениеПравить

Существует несколько гипотез возникновения загадочных огней. Это самовозгорание газообразного фосфористого водорода, образующегося при гниении отмерших растительных и животных организмов, либобиолюминесценция, напримеропятили светлячков. Более новые версии объяснения происхождения болотных огней— радиоактивные осадки, свет автотрасс, сотовых вышек ит. п..

МифологияПравить

О блуждающих, или бесовских огнях сложена масса легенд, их наблюдали в разное время на разных континентах.

В Европе блуждающие огоньки считают душами утопленников, детей и людей, погибших насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании, и особенно в Уэльсе, блуждающие огоньки выполняли функцию предвестников смерти. Поэтому появление огней вблизи дома больного считалось дурной приметой.

Согласно славянским сказаниям, чаще всего блуждающие огни появляются после24 августа. Славяне верили, что это души умерших людей, появляющиеся над своими могилами. Иногда блуждающие огни связывают и с кладами. Говорят, что это духи клада зажигают огоньки над спрятанным сокровищем, чтобы указать к нему дорогу. Однако такие сокровища прокляты нечистой силой и не приносят добра своему владельцу.

Среди известных блуждающих огней огни Марфа и Саратога в Техасе, огни Мин-Мин в Австралии, огни Мако и Коричневой горы в Северной Каролине, огни Хорнет в Миссури.

Блуждающие огни упоминаются во многих народных сагах и легендах, а также в художественной литературе. Например, в «Фаусте»Гёте, сказкахАндерсена, или в стихахОсипа Мандельштама, Максимилиана Волошинаи многих других.

В2002 годуканадский писательЧарльз де Линтвыпустил роман «Блуждающие огни».

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики