ФЭНДОМ

Ironie pile Bagdad
Багдадская батарейка — загадочный месопотамскийартефактпарфянскогоисасанидскогопериодов, который вслед за Вильгельмом Кёнигом— директоромНационального музея Ирака— иногда расценивают в качестве античныхгальванических элементов, созданных за 2000 лет до рожденияАлессандро Вольта.

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака.

Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» дает такое описание багдадской батарейке:

верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра.

Первая «батарейка», обнаруженная Кёнигом близБагдадав июне1936 года(в некоторых источниках говорится, что в 1938 году), представляла собой 13-сантиметровый сосуд, горлышко которого было залитобитумом, а через него проведен железный прут со следами коррозии. Внутри сосуда находился медный цилиндр, внутри которого находился железный стержень.

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка, заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрический ток напряжением в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонатыБагдадского музея древностей. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году дон. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесеноэлектролитическим методом.

Версию Кёнига о том, что находкаявляется батарейкой, подтверждал профессор Дж. Б. Перчински изУниверситета Северной Каролины. Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентнымвинным уксусом. Было зафиксированонапряжениев 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывал, что ещё более 2000 лет назад была известнагальванизация. Для подтверждения он использовал статуэткуОсириса. Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке, и солевой раствор золота, за несколько часов учёный покрылстатуэтку ровным слоем золота.

В1947 годуамериканский физик Уиллард Ф. Грей изготовил точную копию багдадской батарейки, использовавсульфат медив качествеэлектролита. Батарейка далаэлектрический токс напряжением около 2 вольт. После было проделано множество подобных экспериментов, но напряжение получалось примерно таким же: от 0,8 вольт до 2 вольт. В передаче «Разрушители легенд» былполучентот же результат— гальванизация происходила, хотя и была малоэффективна. Для достижения достаточного для гальванизации напряжения потребовалось соединить последовательно 10 сосудов. Также там выдвинулась теория, что возможно батарейка использовалась в медицинских целях.

С другой стороны, скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи. Также асфальт хорошо подходит для запечатывания сосудов для сохранности содержимого, однако для гальванических элементов такого типа герметизация не только не нужна, но и контрпродуктивна, так как препятствует возможности добавления или замены электролита. Не было найдено никакого сопутствующего электрического оборудования, которое могло бы использовать «батарейки», не было найдено даже проводников тока. Также неизвестны образцы того времени, покрытые золотом с помощью электричества, все они были позолочены хорошо известным процессом амальгамирования. Вдобавок багдадская батарейка почти идентична найденным сосудам из близлежащейСелевкиис известной функцией — они использовались для хранения свитков.

Некоторые ученыесчитают багдадскую батарейку конденсатором(во внутреннем медном цилиндре находят остатки масла), в этом случае все вышеперечисленные неувязки - асфальтовая пробка, однотерминальный режим, нижняя медная пробка, закрывающая цилиндр и разделяющая внутренние полости на два сосуда находят вполне логичное обьяснение. К тому же в древности, как известно, пользовались статическим электричеством. Важным элементом батарейки является остатки окислевшегося свинца на конце железного стержня. Вероятнее всего данный конденсатор использовался в древних светильниках, работавших на основе коронного разряда, в качестве источника потенциала.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики